Главная > Статьи > Карьера > Стресс на работе или как перестать бояться начальника

Стресс на работе или как перестать бояться начальника

08 июля 2011
Категория: Карьера

- Вы утверждали, что я черствая!

- Почему, мягкая…

- Бесчеловечная!

- Человечная…

- Бессердечная!

- Сердечная…

- Сухая!!

- Мокрая… Ой, извините…

 

 

 

 

Знакомо? Да уж, Людмилы Прокофьевны способны так запугать бедных Новосельцевых, что те начинают  нести полную чепуху!  Но скажите, как сохранить присутствие духа, когда тебя отчитывает смесь Терминатора, Домомучительницы и волшебницы Бастинды в очках и юбке-карандаше?

Это бессердечное создание имеет обыкновение вырастать ниоткуда за спиной в самый неподходящий момент  - когда ты «на секундочку» заглянул в «контакт» или решил выпить чашечку кофе. Ты судорожно закрываешь «контакт», из-под которого предательски вылазят открытые «на секундочку» «одноклассники», потом гороскоп, от расстройства ты проливаешь кофе на важные-преважные документы. Ну что за человек, а? Неужели нельзя постучать, а ещё лучше, повесить расписание: «Бояться Аделаиду Пахомовну с 12-03 до 12-05, а также в 17-48». Никто не хочет поберечь нервы сотрудников, у которых и так ежедневный стресс…

Потом, с возрастом, вырабатывается иммунитет на косые взгляды, вызовы в кабинет и отчитывания перед всем коллективом. Но молодой специалист воспринимает все намного острее, будто он пришёл на экзамен, и если провалит его, то жизнь закончится. Это не так!

Помните, что новичкам всегда устраивают различные проверки, сваливают на них огромную часть чужой работы и тыкают носом, как нашкодившего котёнка. Ведь хочется показать власть, а Марь Иванну из бухгалтерии, которой скоро на пенсию, попробуй-ка, отругай. Не то что двадцатилетнюю девчонку с испуганными глазами.

Я работала с разными начальниками – добрыми и злыми, хорошими и вредными, мамашами Терезами и папами Карло. Начальники мужчины попадались всегда душевные, добродушные и пофигисты. Женщины-начальницы были далеко не такими белыми и пушистыми. Я бы даже сказала, что они иногда были зелёными и колючими, как кактусы. Зелёными – потому, что могли сутками сидеть на работе, забыв про еду, сон и туалет и требуя от сотрудников того же. Колючими – потому, что сотрудники вероломно сбегали домой в конце рабочего дня, а особо отважные даже смели брать больничный по гриппу!

Вспоминаю одну из самые первых моих работ. Эту  начальницу я боялась особенно. Она любила зайти с утра, посмотреть непонятным взглядом и сказать: «Аня, зайди ко мне после работы». И всё. На восемь часов работа нашего отдела была парализована, потому что я рыдала и спрашивала: «Что будет? Меня уволят? Заставят работать круглосуточно? Пошлют на луну без скафандра?» Отдел по мере сил успокаивал, выдвигались разные предположения, а опытные психологи говорили: «Да нее… всё нормально. Она улыбнулась уголком рта. Ну, или это нервный тик. Одно из двух».

В 18-00 я входила в кабинет, и меня удивлёно спрашивали, мол, зачем пришла? Ах, да… Как будет время, перевесь календарь с цветочками направо, а с котятами выкинь. Всё. Можешь идти.

Вы знаете, что такое «камень с души»? Нет, не камень – булыжник! Хотя, конечно, чаще мне влетало. До сих пор удивляюсь, как мне удалось проработать на том месте несколько лет, когда мы практически не могли общаться!

Несколько советов для тех, у кого при виде шефа душа уходит в пятки:

1. Представьте начальника в смешном виде

Психологи советуют представить пугающего тебя человека в смешном виде: в балетной пачке, в карнавальном костюме или на унитазе. Да уж… Когда начальница начинала отчитывать меня с унитаза, размахивая пуантами и кивая кокошником, то становилось ещё страшнее!

2. Апокалипсис сегодня, или представьте самое страшное

Ещё один совет – представить самое страшное, что может вытворить твоё руководство. Ну, уволит. Ну, найдёшь ты себе новую работу, в сто раз лучше прежней (потому что хуже некуда). Этот совет здорово помогает! Потому что подсознательно кажется, что мир рухнет и с неба пойдёт апокалиптический дождь из лягушек.

3. Не верьте, если вам говорят, что вы ни на что не способны

Помню, как долго собиралась уволиться с одной работы из-за заместителя, которая, по моему убеждению, была роботом, засланным проводить над людьми опыты по выживаемости. Коллектив и директор отговаривали, робот ворочал несмазанными суставами и обещал железным голосом, что такого ленивого, безответственного и ужасного сотрудника никуда не возьмут, так что лучше остаться там, где тебя пожалели как недоразвитого урода.  И однажды я решилась. Слушайте, как это было здорово! Я скакала по улице под дождём и пела песню «Арии»  «Я свобоооооден, словно птица в небесах!..» Работу я нашла быстро и близко к дому, и зарплата была больше, и все было хорошо. Через несколько лет встретила «робота». Хорошая такая тётенька, мы очень душевно поболтали.

4. Не давайте себя в обиду

Субординация субординацией, но обижать вас никто не имеет права! Все неприятные моменты должны касаться только работы, никто не имеет права обсуждать ваш внешний вид (кроме моментов дресс-кода), клеить на вас ярлык «лентяйка» или «неумеха», лезть в вашу личную жизнь и .д. Что в этом случае делать? Конечно, можно пожаловаться вышестоящему руководству, но я, как ярый противник «стукачества», предпочитаю решать эти вопросы сама. Однажды нам с подружкой пришлось работать круглосуточно целый месяц, на другом конце города – обещали хорошую зарплату. Нам было лет по 19. Выдали копейки. Пока подружка ревела и жаловалась на судьбу всем на свете – маме, папе, кошке и дворнику Степанычу, я просто подошла к руководству и спросила, в чём дело. Поговорили. Знаете, эта шефиня, которая до того на нас и глаз не поднимала, вдруг вся обмякла, глаза забегали, забормотала что-то про «попозже доплатим». И доплатили, и стали относиться гораздо уважительнее.

5. Попробуйте найти общий язык, не избегайте начальника

Вернусь к Бастинде Терминаторовне (той, что просила перевесить календарь).  Иногда мы пытались задушевно беседовать. Иногда  получалось. Иногда мне даже начинало казаться, что она хорошая. Наверное, она была неплохим человеком, потому что у неё были друзья, и она смеялась над анекдотами, и любила комплименты, и с кем-то они шушукались за обедом. Но я убедилась – если человек «не на моей волне», то лучше и не плыть туда, на его волну. Всё равно утонете в море недопониманий, и шутки у вас будут разные, и лучше помашите друг-другу рукой, плывя в разные стороны.

6. Если решили уволиться, уходите по-хорошему

Да, иногда хочется швырнуть заявление на стол и сказать всё, что ты думаешь. Хочется, но нельзя. Потому что Домомучительнице обязательно будут звонить с нового места работы и спрашивать вашу характеристику. Так что лучше вспомните хорошее, принесите сотрудникам тортик к чаю, а с начальницей сохраните хотя бы «худой мир».

7. Если работа нравится, а с начальством общаться невозможно, то ведите себя нейтрально и не принимайте ничего близко к сердцу. В конце концов, ей надоест вас доводить, или она привыкнет, или уйдет в декрет.

Итак -  поговорите, не молчите, пытайтесь все выяснить на берегу. Расставить все точки над «i», найти общие интересы, понять друг друга. Но если точки не ставятся, в огороде бурно разрастается бузина, а дядька не хочет уезжать из Киева, и рука хватает листок, чтобы написать заявление, тогда… тогда нужно посмотреть на коллектив. Идём смотреть. Заходим в комнату и видим такие родные, такие сонные, понедельничные лица, каждое из которых хочется расцеловать! Тогда оставайтесь, потому что их много, а она одна. Совсем-совсем одна… Мягкая, человечная, сердечная и мокрая в глубине души Прокофья Людмиловна.

 

Анна Глянченко

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск