Главная > Статьи > Карьера > Техническое образование в России сегодня

Техническое образование в России сегодня

14 марта 2016
Категория: Карьера

И вот он я – явился в этот мир – он темный и холодный, я один.
И есть одна надежда у меня – проплыть образования моря!

Российские технические инженерные школы, по признанию российской и мировой общественности, всегда отличались высоким качеством подготовки, всегда были гордостью образовательной системы нашей страны. Многочисленные контакты, состоявшиеся в начале 1990-х годов с высшими школами разных стран, в том числе с самыми передовыми, убедительно подтверждают этот факт.

Есть ли у нас свобода выбора при получении технического образования в стране, какие проблемы с образованием существуют и нужно ли нам образование? Есть ли вообще выбор, и был ли он? Задавая подобные вопросы себе и своим родственникам и знакомым, вы наверняка получите разные ответы, но заключение большинства будет следующее – мы потеряли то качество образования, которое было в советское время, то качество, которое на сегодняшний день признается ведущими мировыми странами как одно из лучших.

Мы задались вопросом – какие проблемы с образованием существуют? На первый взгляд они выглядят следующим образом:

Вполне отчетливо прослеживается определенное снижение уровня подготовки инженеров и тому есть много причин. Начнем со средней школы. К сожалению, качество школьного образования продолжает снижаться. «С каждым годом ухудшается математическая подготовка, а это самым тесным образом связано с качеством подготовки инженеров» – говорит И.Б. Федоров (Президент МГТУ им. Н.Э. Баумана).

Дело дошло до того, что вузы вынуждены тратить время на чтение первокурсникам лекций по элементарной математике, то есть, по сути, преподавать школьный курс, и это притом что в инженерных вузах буквально с первых дней действует очень жесткий график занятий. Сейчас за решение проблем школьного образования взялись вплотную, будем надеяться, что положение будет исправляться, прежде всего, за счет улучшения обучения, по всем базовым школьным дисциплинам. Вообще, школьникам малоинтересно читать учебники, делать домашнее задание, уже не говоря о самообразовании. Все это из-за появления массы отвлекающих факторов, таких как компьютеры, проведение досуга за телевизором, поиск интересного времяпровождения на улице в компании друзей. 

По мнению авторов ежемесячного научного журнала «Молодой ученый», около 80% школьников считают, что знания, полученные ими в школе, не представляют собой никакой ценности и не пригодятся в жизни. Аналогично можно сказать и о студентах. Большинство учащихся считают, что стать бизнесменом и организовать собственное дело вполне возможно и без получения определенного образования. Но ведь очевидно, что нельзя управлять людьми, если сам не можешь управиться с собой, например, заставить себя вместо бесполезной траты времени у компьютера или телевизора прочитать книгу.  

Имидж инженера, уважение к инженерному труду явно оставляет желать лучшего. Причин тому много: низкие зарплаты инженеров (грузчик зарабатывает больше, а менеджер по продажам в 3 раза больше инженера, технолога и конструктора вместе взятых, по данным hh.ru), даже в ключевых высокотехнологичных областях науки и промышленности, отсутствие хороших художественных произведений, кинофильмов об инженерах, то есть профессионального, грамотного пиара. В высокоразвитых странах дело обстоит иначе.

Работодатели, преимущественно из частного сектора экономики, предпочитают нанимать на работу сотрудников, уже имеющих опыт работы в соответствующей области, что сокращает шансы на трудоустройство выпускников. Примерный текст объявлений большинства российских компаний - «Требуется работник с высшим образованием – возраст до 25 лет, опыт работы по специальности – не менее 10 лет».

Сейчас высшее образование может получить любой желающий, не смотря на результаты ЕГЭ и оценки в школьном аттестате. Разница только в том, за счет каких средств оплачивается обучение - средств государственного бюджета или за счет своих собственных. Решение о сокращении «бюджетных мест» в вузах было принято государством в 2009 году, за это мы скажем отдельное спасибо. Правительство считает, что наше государство уже чрезмерно обеспечено студентами, к тому же лишний раз показывает, что образование становится доступнее.

Большое количество реформ, подражание Европейской системе образования не только не приносят положительных результатов, но и усугубляют и без того неблагоприятную ситуацию в российской системе образования. Сегодня образование в России — это полигон опасных, едких испытаний и экспериментов, которые влекут за собой более глобальные проблемы. Не стоит забывать, что образовательная система любой страны — эта одна из составляющих её успешного будущего и благосостояния людей.

Как мы видим проблемы носят достаточно глобальный характер, в связи с чем и меры для их решения, которые предпринимаются и предлагаются к применению являются не узконаправленными.

Осуществляется повышение квалификации выпускаемых специалистов инженерно-технического профиля:
- совместное формулирование вузами и работодателями требований к специалистам соответствующих приоритетных направлений;
- повышение размеров именных стипендий Президента и Правительства Российской Федерации студентам и аспирантам;
- в ходе реализации и в стадии разработки находится следующее - участие работодателей в лицензировании, разработке образовательных программ, планированию объемов подготовки кадров, повышению обеспеченности вузов общежитиями, развитию кооперации вузов и организаций в создании высокотехнологичных производств.

В вузы приглашаются специалисты из промышленности для чтения лекций и проведения учебных занятий на кафедрах. Тесная связь с ведущими предприятиями – одна из отличительных особенностей наших технических университетов. Эта связь позволяет решать и другую важную задачу – трудоустройства выпускников вузов. Но на данный момент однозначного суждения по данному поводу нет, т.к. большинство организаций, в связи с кризисом, сокращают свои расходы и новых, тем более молодых, без опыта работы, сотрудников никто не берет, да и новых производств в стране не организовывается.

Понятно, что нужны другие конструктивные подходы к обеспечению притока хорошо подготовленных абитуриентов, ориентированных на поступление в технические вузы. Одним из таких подходов является широкое развитие олимпиад школьников. Многолетняя практика проведения таких олимпиад в ряде вузов, свидетельствует об их высокой эффективности. При надлежащей подготовительной организации удается сформировать состав абитуриентов, которые твердо убеждены в правильности своего выбора инженерной профессии. Причем такая мотивация помогает им успешно преодолевать трудности обучения в техническом университете. При этом существенно снижается отсев принятых студентов и растет их успеваемость. Хочу специально отметить, что олимпиадные задания в области техники и технологий обязательно включают в себя научную составляющую, а также читаются доклады по тематике перед экспертной комиссией, в которую входят ведущие ученые вуза. Такая схема оценки знаний прозрачна и исключает какие-либо злоупотребления.

Для грамотного решения производственных проблем в реальном масштабе времени современный инженер должен хорошо владеть вопросами менеджмента, интеллектуальной собственности, знать иностранные языки. Хорошо зарекомендовала себя практика получения студентами технических специальностей второго образования (по менеджменту, лингвистике, судебно-инженерной технической экспертизе) в стенах своего университета, что повышает ценность выпускаемого специалиста. Обучение в техническом университете обходится дорого, прежде всего, потому, что требует дорогостоящего лабораторного оборудования и приборов. Их приобретение осуществляется за счет бюджета вуза, который, как правило, далеко не полностью удовлетворяет его потребности, а также за счет внебюджетных средств. Их вуз зарабатывает сам, выполняя НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), участвуя в различных программах (ФЦП - Федеральных целевых программы России), осуществляя платное обучение.

В заключение необходимо отметить, что какая бы ни была система образования, она не будет ни хорошей, ни плохой, она не будет идеальной, ведь смотреть на нее можно под разным углом. Главное определиться – чего вы хотите, а после, какими методами, способами вы будете этого добиваться. Мы (государство, бизнес, граждане) должны постараться договориться, в каком направлении нам двигаться, а затем подталкивать к этому наши подрастающие поколения. Только представьте, что вам в школьном возрасте, допустим 7-8-ой класс, выделили неделю на всеобщее ознакомление с тем, чем можно заниматься в жизни. К вам приехали профессионалы своего дела – научные сотрудники в области физики, химии, биотехнологи, конструкторы самолетов, космонавты, доктора медицинских наук, финансисты крупных компаний и в довольно упрощенной форме рассказали, чем они занимаются и чем можно заниматься в их областях деятельности.

Эмоций и знаний детям на годы вперед хватит, да что уж говорить, подобные мероприятия были бы полезны и родителям учеников. После данного мероприятия вполне легко можно определить интересы подрастающего поколения, которые включить в вузовские программы, да и в принципе в Минобрнауки вести статистику при формировании последующих программ развития образования и его нацеленности на потребности российских организаций. Путь совершенствования системы образования тернист и долог, но очень важен для общества и государства, поэтому не стоит обольщаться, что по щелчку пальцев все вдруг изменится. Мы просто будем верить и делать, а после, через несколько лет, улыбаться и радоваться, что нам удалось улучшить один из основных элементов нашей жизни. 

Автор текста: Артем Шипицын

Фото: media73.ru, mariinsk.frant.me


Творческие профессии: как стать музыкантом?

Что значит быть космонавтом?

Профессия: копирайтер

10 миллиардеров, не закончивших школу

Как это бывает: работа оператором call-центра

 

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск