Главная > Статьи > Карьера > Мракобесие, джаз и оптимизм головного мозга: знакомимся с челябинским дизайнером

Мракобесие, джаз и оптимизм головного мозга: знакомимся с челябинским дизайнером

02 июля 2018
Категория: Карьера

Елена Олещенко является создателем бренда одежды Ermakovishna, а также организатором и продюсером LongFashionWeekend и ведущей проекта «УралMonAmour». На интервью Елена приехала на самокате. Говорит, что это очень удобно для передвижения по центру города. И экологично, что немало важно. Елена родилась в Челябинске. Сейчас обучается в Омской школе дизайна. О карьере дизайнера одежды задумалась лишь после 25 лет.

- Как поняли, что хотите заниматься дизайном одежды и что повлияло на выбор профессии?

- Осознала, что хочу быть дизайнером уже в достаточно зрелом возрасте, четыре года назад, когда сделала свою первую коллекцию, во время организации LongFashionWeekend. Вообще я очень долго в себе разбиралась. В 28 лет я проживала экзистенциальный кризис. Думала: «Чего же я хочу… Что же я хочу делать?...» Понимание приходило очень сложно. Я осознала, что хочу быть дизайнером и при этом хочу делать разные проекты.

Первым моим высшим образованием является искусствоведение и параллельно я получала дополнительное высшее образование хореографа в ЧеЛГУ. До 28 лет я танцевала, и мне было достаточно сцены, творческого появления. И в какой-то момент моя танцевальная карьера закончилась, и наступил тот самый кризис жанра. Мне думалось «что я буду делать без сцены, без творчества, куда я дальше?» И в момент кризиса, я поняла, что нужно! Начала вспоминать детство. Вообще всем советую вспоминать то, что вы любили в детстве. Будучи ребёнком у меня было две любимых игры: строить интерьеры из лего и рисовать бумажную одежду куклам, шить эти наряды.  После этого решение пришло сразу.

 

- Как восприняли выбор профессии дизайнера уже в достаточно зрелом возрасте близкие люди?

- Мои родные и близкие уже давно знают, что я «немного не в себе» (смеётся). Я такая не очень спокойная барышня, которая постоянно ищет, открывает и делает. Но они всегда меня поддерживают. В детстве отдавали меня в кучу кружков, балетную школу, спортивную гимнастику и это всё развило мою любознательность. Поэтому близкие достаточно спокойно приняли, что я теперь дизайнер одежды. Просто немного сменила вектор в дизайне, я уже 15 лет создаю интерьеры и этим зарабатываю на жизнь.

- Почему именно Омская школа дизайна?

- Это правда, удивительно. Не сказать, что Омск - столица мира, скорее аналогичный нашему провинциальный город. Но я считаю, что в любой сфере всё делают заинтересованные люди. И там как раз тот сложный микс, когда есть совершенно неспокойные, небезразличные преподаватели, которые хотят и двигают! Это просто замечательные специалисты, которые занимаются этим 30 лет и некоторые из них преподают ещё в Москве. Так что это одно из лучших образований в России по дизайну одежды, если не брать в расчёт Британскую школу дизайна и Высшую школу экономики в Москве. Но в Омском университете можно поступить на бюджет, в отличии о столичных вузов, я как раз учусь на бюджете сейчас. И получаю стипендию. Остался ещё один год обучения.

- Как вы воспринимаете критику? Если таковая есть.

- Есть конечно. Обоснованную критику я спокойно воспринимаю, тем более, если говорят лично. От знакомых я выслушаю, прислушаюсь. Сначала, конечно, есть доля возмущения - это нормально. Но потом обязательно анализирую и чаще всего воспринимаю её, и благодарна этому человеку.

Но с такой критикой, которая неприятная, я столкнулась первый раз, когда мы делали проект «Пойдём гулять» с моей близкой подругой, которая сейчас живёт во Франции. В 2014-2015 году это был цикл программ-прогулок по Челябинску. Программа была спорная, молодёжная, несколько фривольная. Но классная, нам было очень весело. На ТВ показывать это нельзя, т.к. всё было «заборненько», но затем цикл программ опубликовали на городском портале 74.ру. На этом портале можно было оставлять комментарии не авторизируясь, и там мы «поймали грязи». Я неделю лежала! Для меня был шок, что люди готовы запросто выливать на тебя ушаты. Потом я смирилась, поняла, что у каждого свой путь, и если тебе хочется это делать - ты должен это делать! Как другие реагируют - это не очень важно.

 Это было начало поиска той формы, которую я искала, что сейчас переродилось в проект «УралMonAmour».

- Проект «УралMonAmour». Вашей соведущей является французская писательница Астрид Ветланд. Расскажите в чем суть проекта? Как пришла идея?

- Моя близкая подруга, с которой мы вместе делали «Пойдём гулять», работала у Астрид няней для её дочери. Она нас и познакомила. Астрид очень хорошо говорит по-русски, и в 1991 году уже была, как оказалось, в Челябинске. Когда я приехала в Париж в гости к Астрид, мы разговорились и оказалась что она страстная путешественница. О путешествиях по северу и за полярным кругом она написала две книги. У неё также есть книга об Урале на французском, которая не переведена. Я предложила придумать проект, который принесёт ей известность на Урале и это поможет найти спонсора для перевода книги. И в результате раздумий у меня родилась идея для проекта, в котором можно путешествовать по Уралу совместно с Астрид. Два ведущих, два разных взгляда: французский и русский. Таким образом, родился проект, где две путешественницы открывают заново для себя Урал. Это теле-проект, который сейчас транслируется на канале СТС. В нём 8 серий, которые выходят каждое воскресенье. Надеюсь, что мы дорастём до второго сезона.

- Какие интересные места на Урале посоветуете посетить обязательно? 

- Урал очень богат. И недавно я приехала с Омска, он очень красивый и полюбился мне. Но этот город находится в степи. Я сразу поняла, что я «не степной» человек. Для меня важны леса и горы. Только на Урале есть такой контраст природы: горы, низины, реки, леса, пещеры… Жаль, что сейчас многие уезжают.

Куда поехать? Много есть интересных мест: Кыштым, Магнитогорск, Вишневогорск, даже Карабаш! К сожалению, я не была в Троицке, но очень надеюсь, что у нас будет второй сезон, и мы доберёмся до него. Потому что в Троицке столько памятников архитектуры, что даже в Челябинске такого количества нет.

- Вы создатель бренда одежды Ermakovishna. Описание бренда звучит так: «Создаём универсальную одежду, в которой комфортно на сцене и уместно в любой повседневной ситуации».  Почему именно такое название вы выбрали для линии одежды? Когда пришла идея создать именно такой бренд и почему?

- Ermakovishna - это моё второе «я». Меня чаще называют Ермаковишна, чем Елена Олещенко, наверное, это из-за моего аккаунта в инстаграм (@ermakovishna) всё слилось. 

Вообще название Ermakovishna состоит из двух частей: первая - это моя девичья фамилия Ермакова, где взят корень ЕРМАК и вторая - Ви́шну(viṣṇu)это индуистский бог защитник. И само название Ermakovishna звучит на русский манер так, что представляешь сразу какую-то девицу. Плюсом это постмодернистская составляющая, когда есть и фамилия, и индуистские боги, и глубина каких-то веков. Для меня было важно, чтобы название было со множеством смыслов, и каждый мог прочитать свой. И с русским контекстом, потому что сейчас русские дизайнеры проживают Ренессанс. Мы хотим носить местных дизайнеров, интересуемся ими. Во всём мире сегодня интересны локальные дизайнеры и марки. Я родилась на Урале, я русская, поэтому буду эту историю поддерживать - мне это нравится.

Это специфичная одежда для людей с артистической составляющей. Почему я выбрала креативный класс, потому что я знаю эту аудиторию, я сама из неё. Для меня важны эти 0, 01 % людей, которые готовы к экспериментам, готовы к необычному внешнему виду, готовы высказываться. У них есть внутренняя свобода.

Это одежда очень удобная, но сложносочинённая, чаще всего «контекстная», немного протестная, она вызывает некоторые размышления. И каждая коллекция посвящена отдельной, достаточно глубокой теме. Я глубоко прорабатываю тему, видимо потому что я искусствовед. И мне важно, чтобы человек, который покупает и носит Ermakovishna погружался в эту тему. Потому что это интересно.  Всегда призываю к этому приключению и исследованию. Так же в одежде бренда есть многофункциональность, так как я приверженец осознанного потребления. Мне нравится, когда вещи могут быть вариативны в носке. Когда одну вещь можно одеть множеством способов. Когда она удобна, и в ней удобно двигаться. Наверное, это одежда бренда — это микс из хореографа и искусствоведа.

- Раньше вы занимались современной хореографией. Танцуете ли вы сейчас?

- Практически не танцую сейчас, но очень скучаю по этому. Пару дней назад была на спектакле современной хореографии и всё шучу: «Когда же у меня закончится этот мышечный спазм во время просмотра спектакля?» До сих пор мысленно с ними вместе танцую. Пока не отпустило… Но для себя хожу на растяжку.  С детства делаю зарядку 30-40 минут каждый день.

- Ваше любимое занятие в свободное от работы время?

-Дело в том, что моя работа - это моё свободное время. Поэтому у меня всегда куча проектов и очень редко, когда есть просто свободное время. Я просто обожаю читать книги, потому что у меня бабушка библиотекарь, и я выросла в библиотеке. Но это так редко бывает сейчас, что если в юности и отрочестве это было просто бесконечно чтение, то сейчас это мечта - просто лежать и читать книжку. Так же это редко получается делать, потому что второй моей любовью являются путешествия. И сейчас, пока есть возможность путешествовать, то я больше путешествую, чем читаю. Если получается совместить, то это просто прекрасно. Поэтому меня редко можно застать здесь, я либо в Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Омск…  В общем «тур выходного» дня стараюсь прорабатывать. Я была очень рада, когда мы запустили проект «Урал MonAmur», потому что мы каждые выходные ездили по Челябинской области, исследовали новые города и это было очень интересно и очень здорово!

- Во что вы верили в ранние периоды вашего творчества?  Что вам давало силы и вдохновляло на создание своих первый вещей?

- Наверное, меня поддерживали мои друзья, которые много лет смотрели на меня и спрашивали: «Лена, когда же ты уже начнёшь делать одежду?» Потому что долгое время я для себя шила самостоятельно, так же где-то заказывала, ещё и шила костюмы для нашего танцевального коллектива. Это меня «подпинывало» и убеждало, что у меня есть потенциал. Если говорить про дизайн интерьера, то мне помогает моё искусствоведческое образование, потому что есть большой объём накопленных знаний по стилям, искусству, так же просто натренированный вкус, который помогает и в той, и в другой специфике.

- Что вдохновляет вас сейчас на ваши идеи для одежды?

- Последняя коллекция вдохновлена несколькими источниками.  Одно из – это советская оттепель, мне было интересно ощущение энтузиазма советского человека. Когда первый спутник полетел в космос, первая женщина космонавт, творчество художника – соц. реалиста  А. Дайнеки. Второе – мои впечатления от поездки в Стамбул. Это очень интересный и бурлящий город. Там меня впечатлили медузы, когда мы были на побережье, прям настоящий суп из медуз. И наслоение на творчество А. Дейнека этих медуз и моих впечатлений вылилось в креативную капсулу для офисного дресс-кода современной работающей женщины.

- В некоторых интервью вы упоминаете, что вам очень нравится «слоистость» востока.  Когда это пришло? Вы посетили какое-то место? Или это пришло в период обучения?

- Это, наверное, из детства. Я когда-то увидела ксилографии (гравюра на дереве) японских художников, мне это очень понравилось. Также мне рассказывал про них папа, у нас дома были очень красивые альбомы по искусству Японии. Эта культура меня очень трогала в период юности. И когда я закончила школу, думала поступать на востоковеда. В итоге выбрала всё же образование искусствоведа. Но восточная эстетика мне близка.

- Какой стиль вы предпочитаете в одежде для себя? Или то, что вы делаете для своего бренда - это и есть ваш стиль?

- Да, мой стиль отражается в одежде бренда Ermakovishna.  Работать в модном доме мне было бы сложнее, потому что ДНК того бренда нужно было бы через себя пропускать. В случае бренда Ermakovishna, это кристаллизация моего видения красоты. Но при этом я люблю некоторую спортивность в одежде, потому что это удобно. Я люблю, когда можно спокойно двигаться в одежде. Так же я люблю туфли на каблуках. У меня всегда контраст присутствует в одежде.

- Как часто вы шьёте сами себе одежду, нежели покупаете?

- Я уже давно не покупала себе одежду. Есть лишь одно место, где я покупаю одежду и делаю это максимум два раза в год, это мой любимый магазин IQONS. Там продаётся ANN DEMEULEMEESTER, RICK OWENS, Martin Margiela. Я каждый раз жду распродажи, чтобы купить наряд от моих любимых дизайнеров. Бывают очень редкие случаи покупок на маркетах у моих близких друзей дизайнеров. Это Ксения Герц, Кабокло и другие. Покупаю только обувь, но в большинстве случаев это получается сделать за границей.

- Ваш любимый цвет? Часто ли вы используете его в своих  коллекциях?

- Из-за того, что я люблю сложные конструкции и многослойность, то это больше моноколорные сочетания, т.е. чёрный, белый, серый. Простые и ясные цвета, потому что при сложных конструкциях хочется подать именно конструкцию. Редко использую другой цвет. И просто люблю чёрный - это универсальный цвет, он идёт всем. Изредка могут быть акценты: коралловых, голубых.  

- В одном из интервью года три назад вы сказали, что люди у нас одеваются одинаково. Как вы оцениваете моду на Урале сейчас?

- Многое меняется. Это приятно. Действительно одевались одинаково, шаблонно. Сейчас есть класс модниц, которые интересуются модой и пытаются быть необычными. Но, если говорить про молодёжь, то она пока еще очень «униформенная». Например, удлиненная джинсовая куртка, кеды. То же самое со взрослыми дамами. Есть брючный костюм, но нет чего-то интересного в комплекте. В Омске, что для меня показательно, очень большой процент взрослых женщин, которые одеты с претензией. Они могут быть одеты совсем скромно, но при этом интересно, что меня радует. У нас интересных взрослых женщин пока немного, хотя есть один проект «It's time to be happy» («Пора быть счастливым»). Очень классный проект для людей старшего возраста в Челябинске. Разные лекции, красивые фотосессии и женщины сразу расцветают, вспоминая, что они интересные. Надеюсь, что проект будет жизнь и наше старшее поколение вдохновлять.

- Есть ли такие дизайнеры, которые вам нравятся и вдохновляют?

- Да, конечно. Есть мой любимый Martin Margiela, который в 2008 году ушёл из своего Модного дома, при этом его сейчас возглавляет Джон Гальяно и делает качественные коллекции.  Лилия Литковская – украинский дизайнер мне очень нравится. Ещё Александр Арутюнов, Георгий Кебурия. Вообще грузинские дизайнеры очень крутые, талантливые и интересные. Из русских дизайнеров слежу только за брендом WalkofShame.

- Вы являетесь организатором LongFashionWeekend в Челябинске. Как пришла идея создания этого проекта?

- Идея пришла не мне. Это идея Димы Апреля. Просто в какой-то момент он обратился ко мне как к сопродюсеру. Идея очень хорошая: адаптировать модную неделю для челябинского формата. С нами в команде была ещё Лена Севрюкова, и каждый из нас что-то внёс в этот проект. Мы сделали с Димой первое, с Леной – второе, а третье, четвёртое и пятое я делала сама.  Лет пять назад, можно сказать, что слово fashion в Челябинске было почти «матершиное». А сейчас у нас множество стилистов, много интересных событий на тему моды. И мы втроём чувствуем это как собственное достижение. Что мы раскачали эту лодку, ведь наша суровая среда позволяет это делать.

- Когда следующий сезон LongFashionWeekend?

- Событие проходит два раза в год, в начале апреля и осенью, последняя неделя сентября. Но этой весной я не успевала, потому что была в Омске. А осенью, к сожалению, наверно не получается, потому что этой весной я прошла конкурс и выиграла стажировку в Китае. Хотя вопросы с разных сторон о новом сезоне постоянно приходят. В октябре делать мероприятие уже будет не то, потому что мы показываем коллекции сезон-в-сезон. А после стажировки я снова уезжаю с 1 по 5 ноября, т.к. прошла первый тур на международный дизайнерский  конкурс «Be next», который проходит на Грузинской неделе моды, к которому тоже нужно подготовиться.

- Что бы вы посоветовали тем людям разного возраста, кто хочет заняться дизайном одежды? 

- Хочу сказать, что не нужно бояться экспериментировать. Я поступила в университет в возрасте 33 лет. Конечно, я в группе самая старшая, это чуть сложнее. Отвыкаешь учиться, быть студентом. Но при этом ты приходишь осознано и получаешь удовольствие от учёбы, выжимаешь максимум информации, и преподаватели это чувствуют.

По поводу молодого возраста, нужно учиться, получать знания максимально. Если учитесь в 9 классе, то после него поступайте в колледж, потому что только там получите навык профессионального портного, чего не хватает дизайнерам, которые учатся только в университете.  И обязательно нужно читать, следить за дизайнерами, которые вам нравятся. Искать своё лицо и в чём ваша уникальность. Важно понимать, чем же особенны вы, особенно в современном мире. Вы любите спорт - покажите это. Вас в детстве покусала собака, и теперь вы их боитесь, то покажите это через дизайн. Пусть у вас везде будут присутствовать собаки! Чем больше там будет личной составляющей – тем круче. Поэтому изучайте, смотрите. Вкус – это мускул, который тренируется.  Это обязательно для людей, кто хочет быть интересным и глубоким дизайнером.

- Какими двумя-тремя словами вы бы себя охарактеризовали?

- О, Боже… Муж недавно охарактеризовал меня двумя словами: мракобесие и джаз (смеётся). Это от части, правда. Потому что это одновременно и праздник и испытание. Мне много что интересно и быть со мной в контексте достаточно сложно.  Но мои друзья меня очень любят, потому что знают, если приехала Олещенко, то скоро будет поход в разные места, будем делать разные интересные вещи. Но при этом иногда хочется быть маленькой хрупкой девочкой. Поэтому пусть будет: мракобесие, джаз и нежность.

- Ваш секрет успеха?

-Сложно пока сказать, что это успех. Но хочется сказать просто: «улыбаемся и пашем». Работать нужно много, хорошо и именно в том, что тебе любо.

- На какой вопрос вам хотелось бы самому ответить, но вам его никогда не задают?

-Устаю ли я? Да, я устаю. У меня короткая батарейка – я спринтер. Я работаю-работаю-работаю. Потом мне нужно наполниться, отдохнуть. Бывают некоторые сбои. Иногда я могу погрустить, хоть и говорю, что у меня оптимизм головного мозга.

- Как звучит ваш жизненный девиз?

- Я придерживаюсь того, что Мир удивительно интересный! Всегда говорю, что нужно развивать любознательность. Так много всего интересного, хочется всё узнать! И нам так мало времени дано! Дана одна жизнь и нужно прожить так, чтобы получить всё удовольствие от неё. Максимально быть открытым к приключениям. Бывают и печальные приключения, но они тоже для чего-то даются.

Автор: Анастасия Михайлова

Фото: личная страница в социальных сетях Елены Олещенко, ermakovishna.com, vk.com/lfwteam


Звёзды мотивируют: 8 вдохновляющих выпускных речей знаменитостей

Долой единый стандарт красоты: новые тенденции в модельной индустрии

Информационная стража: учимся не терять данные на компьютере

 

Выбрать город

Москва, Санкт-Петербург, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, Томск