Челябинск
-10...-5° C

Студентов ждут перемены

Опубликовано: 16.07.2008
Просмотров: 1018

Уже с сентября 2009 года во всех вузах страны начнется подготовка профессиональных кадров по двухуровневой системе высшего образования. Если сейчас выпускники высших учебных заведений получают традиционные дипломы специалистов в той или иной отрасли, то вскоре им будет присваиваться квалификация бакалавра или магистра. О том, что скрывается за этими, казалось бы, уже известными нам понятиями, подробно рассказали корреспонденту "Экстры" в читинских вузах.

Бакалавр — это не недоучка

Чтобы получить квалификацию бакалавра, нужно будет отучиться четыре года. При этом выпускник вуза защищает дипломную работу, получает полное высшее образование и может уже работать по специальности. Магистров, как полагают в Министерстве образования и науки РФ, будет гораздо меньше, чем бакалавров. Если выразиться проще, бакалавр при устройстве, допустим, на производственное предприятие может стать начальником цеха или тружеником кульмана, в то время как магистр пойдет работать в исследовательскую лабораторию, поскольку его во время учебы в магистратуре изначально готовили к исследовательской работе. Ведь конкуренция на современном рынке подстегивает производителей постоянно финансировать исследование новых технологий. Это требует от молодых кадров особого уровня подготовки. И если образование российских специалистов сопоставимо с европейским, то связи с мировой экономикой поддерживать легче.

В Министерстве образования пересмотрели программы вузов, вывели часть учебных предметов за рамки обязательного изучения, сократили количество лекционных часов, таким образом, оставив возможность для двухлетнего обучения в магистратуре — на более высокой ступени. При этом оговорили, что пока в силу несколько иной специфики на эту систему не перейдут юридические факультеты, медицинские вузы и вузы, обучающие по некоторым инженерным специальностям.

Эксперимент по введению двухуровневого высшего образования в России впервые провели еще в середине 90-х годов. Однако он не удался — отечественный работодатель не был готов к приему выпускников с квалификациями "бакалавр" и "магистр". В 1994 году, например, было решено, что учителя предметники со степенью бакалавра могут преподавать только в неполной среднее школе, то есть до 9 класса. Сейчас подход к бакалавриату и магистратуре иной: бакалавры — это высоко квалифицированные специалисты с полноценным высшим образованием, а магистры — еще и исследователи.

Именно такая схема существует в Европе. Россия обязана ей тем, что поставила свою подпись под Болонской декларацией. Новый эксперимент уже начался, и некоторые вузы, в том числе и читинские, уже готовят бакалавров.

Сотрудничаем с Европой

В 1999 году в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских государств подписали декларацию, которая поставила цель гармонизации национальных систем высшего образования в странах Европы. В сентябре 2003 года на Берлинской конференции к ней присоединилась и Россия, став 33 страной (сейчас под хартией стоит уже сорок подписей). Процесс перехода на общую для всех европейских стран систему принято называть Болонским процессом.

Болонская декларация провозгласила введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат — магистратура). Министры образования стран-участниц Болонского процесса утвердили образец диплома международного стандарта, разработанный ЮНЕСКО. Теперь выпускники российских вузов смогут найти работу в любой стране мира.

Позже участники Болонского процесса стали говорить еще и о введение аспирантуры в общую систему высшего образования в качестве третьего уровня, развитии системы дополнительного образования, об общеевропейском образовательном и исследовательском пространстве.

Есть возражения?

Многие в России до сих пор убеждены, что отечественное образование в том виде, в котором оно сложилось в советское время и существует сейчас, самое лучшее в мире.

— Этот штамп привыкли использовать далекие от образования люди, — считает проректор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета по науке Андрей Томских. — На самом деле, то, что сложилось когда-то в 60-70-е годы, было лучшим и соответствовало достижениям науки и техники в мире лишь тогда. Но время идет. Особенно в перестройку и в 90-е годы мы многое потеряли и отстали от изменившегося мира. В филиалах западных фирм, открывающихся в России, дипломы нашего образца зачастую не котируются. Приходится доучивать специалистов на курсах повышения квалификации.

Коллега Андрея Томских по вузу, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Борис Семашкин более скептичен. Основное "но", которое встает на пути внедрения двухуровневой системы образования Борис Дмитриевич видит в качестве "ужатой" до четырех лет программы высшего образования и в готовности студентов часть материала, определенного теперь для самостоятельной работы, изучать творчески, постигать его, а не просто качать шпаргалки и курсовые работы с сетевых банков рефератов. Впрочем, многое зависит от преподавателя, который может вернуть работу студенту, заставить его переделать. Глядишь, разок-другой, и студент уже не будет так самонадеянно пользоваться плодами чужого интеллектуального труда.

Вслед за другими учебными заведениями страны вузы Читы включились в работу. В Читинском государственном университете в июне прошел семинар с участием советника Министерства образования и науки РФ Бориса Сазонова, руководителей ректората университета, его деканатов и кафедр. Он был посвящен теме перехода вузов на двухуровневую систему подготовки специалистов. Это уже не первое мероприятие подобного рода, которое проводит ЧитГУ. Сазонов особенно отметил интерес к мероприятию ректора ЧитГУ Юрия Резника. 9 октября 2007 года, например, Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет получил от Федерального института развития образования свидетельство участника эксперимента по теме "Система зачетных единиц как инновационная форма организации учебного процесса в вузе". Эксперимент планируют завершить в 2010 году, когда начнется самая настоящая, серьезная подготовка бакалавров и магистров по европейскому стандарту.

Константин Чиров,
газета "Экстра"


Источник: Информационное агентство "Экстра Media"
УрГУПС



Отзывы




Оставляя отзыв, пожалуйста, помните о том, что содержание и тон Вашего сообщения могут задеть чувства реальных людей







Ваша роль на сайте?

Забыли пароль?
Регистрация

Екатеринбург
Челябинск
Уфа
Пермь
Ижевск
Нижний Тагил
Тюмень
Москва
Санкт-Петербург